Занимательный химический эксперимент в домашних условиях

Урок 3. Распознавание образцов веществ

Распознавание образцов веществ

Распознать образцы четырех веществ, применяемых в быту, используя другие вещества домашнего обихода.

Перед вами образцы четырех веществ, которые мало чем внешне отличаются друг от друга: все белые и твердые. Среди них: алебастр – сульфат кальция, мел – карбонат кальция, питьевая сода – гидрокарбонат натрия и крахмал. Допустим, что вы оказались в ситуации, когда емкости с этими веществами не подписаны и их нужно распознать подручными средствами: водой, спиртовой настойкой йода, лимонной кислотой.

 

Оборудование:

химические стаканы,

стеклянные палочки,

пробирки.

 

Реактивы:

вода, спиртовая настойка йода,

лимонная кислота (в торговой упаковке),

образцы распознаваемых веществ в пронумерованных баночках.

 

Порядок работы.

  1. Добавьте к нескольким крупинкам каждого вещества 2 мл воды. В воде растворяется только питьевая сода.
  2. К остальным веществам добавить лимонной кислоты. Мел реагирует с лимонной кислотой с выделением углекислого газа.
  3. Отличить крахмал от алебастра можно с помощью спиртовой настойки йода – крахмал синеет.

Химическая грелка

  1. Возьмите две чайные ложки поваренной соли и 3 чайных ложки медного купороса.

  2. Разотрите в стеклянной (только не металлической) банке соль и медный купорос.

  3. В полученную смесь добавьте 5 столовых ложек древесных опилок и все это тщательно перемешайте.

  4. Кусок алюминиевой проволоки согните спиралью, пружинкой или змейкой.

  5. Вложите проволоку в банку, которая будет корпусом грелки. Для этого можно взять банку из под кофе или из-под майонеза.

  6. Туда же засыпаем приготовленную смесь, не досыпая до горловины сантиметр-полтора.

  7. Грелка готова.

  8. Чтобы привести ее в действие на рыбалке, зачерпните из лунки четверть стакана воды.

  9. Минут через пять температура грелки поднимется до 50-60 градусов.

     

Дополнительно о самодельных источниках тепла можно прочитать здесь.

Горящий снег

  1. Возьмите жестяную консервную банку, наполните ее на 3/4 объема снегом.
  2. Положите в середину 3—4 кусочка карбида кальция.
  3. Сверху засыпьте карбид кальция СаС2 снегом.
  4. Поднесите к банке горящую лучинку.
  5. "Снег" вспыхивает и горит коптящим пламенем.

     

Объяснение опыта.

Суть этого опыта в том, что при реакции СаС2 с водой (взятой в виде снега) выделяется ацетилен.

СаС2 + 2Н2О = С2Н2 + Са(ОН)2

Именно ацетилен горит коптящим пламе­нем, создавая иллюзию горения снега.

 

Охладительная смесь

  1. В металлическую банку (кружку) поместите 30 г снега.

  2. На столе сделайте маленькую лужицу и поставьте в нее кружку со снегом.

  3. К снегу добавьте 10 г поваренной соли и все перемешайте ложкой.

  4. Через некоторое время под кружкой образуется лед, и она примерзнет к столу.

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz