Занимательный химический эксперимент в домашних условиях

Урок 2. Получение глюкозы из картофеля

Глюкоза - самый распространенный и жизненно-важный моносахарид

Глюкоза - бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус. Она находится почти во всех органах растений, но больше всего в плодах. Глюкозу широко используют в медицине при разных заболеваниях, особенно при общем истощении организма. Глюкозу используют при изготовлении мармеладов, пряников; в производстве серебряных зеркал и елочных шаров; в текстильной промышленности при крашении тканей.

По химическому строению глюкоза - альдегидоспирт. Она вступает в реакцию с гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра.

Научимся проводить качественные реакции на глюкозу.

Качественные реакции на глюкозу

Оборудование:

чистые пробирки. 

Реактивы:

раствор глюкозы (1 таблетку на 50 мл воды),

раствор сульфата меди (II),

раствор гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра (готовится из ляписного карандаша и раствора нашатырного спирта).

Порядок работы:

Восстановление гидроксида меди (II)

1. Налейте в пробирку 1 мл раствора глюкозы и добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия.

2. Прилейте по каплям раствор сульфата меди (II). Образуется ярко-синий раствор глюконата меди.

3. Подогрейте раствор на кипящей водяной бане (в стакане с кипятком). Выпадает красный осадок оксида меди (I).

     

Восстановление оксида серебра - реакция "серебряного зеркала"

1. Налейте в пробирку 1 мл раствора глюкозы и добавьте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра.

2. Подогрейте раствор в стакане с горячей водой. Наблюдайте образование на стенках пробирки "серебряного зеркала".

     

Получение глюкозы из картофеля

Оборудование:

эмалированный ковшик с крышкой,

терка, воронка, марля,

стаканы, пробирка.

Реактивы:

картофель, йодная настойка,

лимонная кислота,

гидрокарбонат натрия (питьевая сода),

раствор сульфата меди (II),

раствор гидроксида натрия.

Порядок работы:

1. С помощью йодной настойки докажите, что картофель содержит крахмал. При нанесении капли йода на срез картофеля появляется синее пятно.

  2. Картофель очистите, натрите на терке, поместите в ковшик и залейте 100 мл воды.
 

3. Добавьте чайную ложку лимонной кислоты, закройте крышкой и поставьте на газовую плиту. Кипятите раствор на медленном огне 20 минут.

 

4.  Под действием кислоты происходит гидролиз крахмала. Нейтрализуйте кислоту с помощью питьевой соды.

 

5. Соду добавляйте небольшими порциями, постоянно помешивая,  до прекращения выделения пузырьков газа.

 

6. Отфильтруйте через марлю остатки картофеля. В фильтрате - раствор глюкозы.

 

7. Отлейте в пробирку немного фильтрата и проведите качественную реакцию на глюкозу с гидроксидом меди (II). При нагревании из ярко-синего раствора выпадает красный осадок оксида меди (I).

 

8. Перелейте остальной фильтрат в стакан. Через несколько дней из фильтрата выпадут белые кристаллы глюкозы.

 

Оформите опыт в лабораторном журнале.

 

 Если вы не устали! 

Проведите анализ пищевых продуктов на содержание глюкозы. Вместо сока можно использовать кусочек яблока, огурца и т.д. Результаты занесите в таблицу.

 

 

Изменение цвета при реакции с гидроксидом меди (II)

 

Анализируемый пищевой продукт

Реакция с Cu(OH)2 при нагревании

Вывод о содержании глюкозы

Виноградный сок

 

 

Изюм

 

 

Яблочный сок

 

 

Инжир

 

 

Морковный сок

 

 

Огуречный сок

 

 

Мед

 

 

Варенье

 

 

Сок клевера

 

 

 

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz